Летние Кузьминки

Составитель: Куриленко Н.Н.

14 июля – середина лета. В этот день земля именинница, а поскольку земля женского рода, то праздник считается чисто женским.

14 июля на Кузьму и Демьяна хорошие хозяева успевали устроить праздник, складчину собирали на стол, пели, вдоволь разговаривали, назывался этот праздник – Летние Кузьминки.

В Областном детском центре «Ребячья республика» нами была предложена идея провести девичий праздник. Все девочки поддержали эту идею, а каким быть празднику – решали сами. Для этого несколько раз собирались девочки по одной от отряда. Решали, что накрыть на «стол», в какие игры играть, выбирали несколько полян, сами очищали их, приводили в порядок. Решили прийти на праздник только в платьях или сарафанах, с заплетенными косами.

На смене «Звезда на ладони» присутствовало несколько фольклорных коллективов. Руководители этих коллективов и помогли девочкам вспомнить старые и разучить новые фольклорные игры, песни.

Все мальчики в это время отправились на дальний стадион, играть в спортивные игры. Но им было ужасно интересно посмотреть, чем занимаются девчонки. Поэтому через какое-то время мальчики присоединились к девочкам сначала пассивными наблюдателями, затем активными участниками праздника. Девчонки пригласили парней на свои поляны и щедро угощали дарами земли.

По итогам анкет мы поняли, что праздник удался. Советуем вам провести у себя нечто подобное по форме, возможно с иным содержанием.

Ход праздника:

На поляне девочки стелили скатерти и готовили ужин, который состоял из продуктов, рожденных землей: картофель, зелень, овощи, пироги, квас, собирали грибы и ягоды.

Наряжались, учили и вспоминали русские – народные песни, игры. Праздник начинался с того, что все девочки выходили на улицу (собирались около своих корпусов) и с песней шли на встречу друг другу, соединяясь в один большой хоровод. На большой поляне пели песни, частушки, играли в игры, водили хороводы, затем отправлялись на свои поляны и отведывали то, что уродила матушка – земля.

(Игровой фольклорный материал подобран по книге И. Панкеева «Русские народные игры». Издательство «Яуза», Москва, 1998 г).

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение – желание порезвиться. Девушки, собравшиеся на лесной поляне, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Собиралися девушки все во кружок,

Расходилися во лесок,

Садилися на лужок,

Где муравынька да цветок.

Сорывали с цветов цветочки,

Надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселилися,

По забавушкам пустилися.

Песни славно запевали,

Подружечек собирали:

Собирайтеся во единый кружок!

Запоем-те песню нову,

Про радость нашу к хороводу.

Просо сеяли…

Играющие делятся на две половины и затем, взявшись за руки, становятся в два ряда, один ряд против другого, в 20-ти шагах. Первая половина поет:

– А мы просо сеяли, сеяли,

– Ой Дид Ладо, сеяли, сеяли!

На первой строке этого куплета поющие подступают в пляске, с дробным перестуком каблуков, ко второй половине, а на второй строке отступают на прежнее место. Хотя дело происходит на лугу, дробный перестук пляшущих слышен и задает веселый, бодрый ритм всему действию.

Вторая половина наступает с теми же танцевально-наступательными движениями:

– А мы просо вытопчем, вытопчем,

– Ой Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

И далее поочередно – первая и вторая половины:

– А чем же вам вытоптать, вытоптать?

– Ой Дид Ладо, вытоптать, вытоптать!

– А мы коней выпустим, выпустим,

– Ой Дид Ладо выпустим, выпустим!

По такому же принципу строится дальнейшая перекличка двух хоров, в которой звучат такие обещания:

– А мы коней переймем, переймем!

– А чем же вам перенять, перенять?

– Шелковыим поводом, поводом.

– А мы коней выкупим, выкупим!

– А чем же вам выкупить, выкупить?

– А мы дадим сто рублей, сто рублей!

– Не надо нам тысячи, тысячи!

– А что же вам надобно, надобно?

– Надобно нам девицу, девицу.

Вторая половина дает первой девицу, оборачивается и уходит с пением:

– Нашего полку убыло, убыло,

– Ой Дид Ладо, убыло, убыло!

Первая половина принимает в свой ряд прибывшую девушку и также удаляется, припевая:

– А нашего полку прибыло, прибыло,

– Ой Дид Ладо, прибыло, прибыло!

Тогда вторая половина начинает петь тот куплет, которым открывала игру первая половина:

– А мы просо сеяли, сеяли…-

И первая обязана ей выдать одну из своих девушек. Продолжают игру, пока все не переменятся местами в обоих половинах.

Слова «Дид (дед) Ладо» звучат во многих старинных игровых песнях. «Дид Ладо» – это покровитель семейного очага, лада в семье.

Луг-лужочек

Собравшиеся девушки кружатся и поют на зеленой поляне, при этом топочут ногами:

Луг ты мой, луг зеленой,

Зелен луг, лужочек!

Кто тебя топтал

Да кто толочил?-

Топтала девица,

Другая – вдовица,

Третья – молодица.

У той у молодицы

Мужа дома нету,

Уехал муж во Москву –

Белил закупать.-

Как приехал муженек

Во единый во денек,

Привез он белил,

Стал жену дарить.

Тут девушка в мужской шляпе, представляющая мужа, идет к ходящей в кругу девице, берет ее за руку, ставит посреди круга и дает ей платок вместо белил; та сердито отворачивается, бросает платок на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем:

Ты прими-ко, жена, не ломайся!

Ты прими-ко, душа, не гордися!

Поглядите, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит.

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене

Гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой-башмачки.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Она и башмачки бросает на землю. Все поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит!

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой –

Шелковую плетку.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Девица тот час обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена мужа любит:

Глаз с него не спускает,

Где не сойдутся, – всё поклонится,

И друг с дружкой все целуются.

При этом они целуются, и круг расходится, чтобы вновь сойтись для игры с другой парой.

Заинька

Играющие, став в круг, поют и приплясывают, а Заинька посреди круга выполняет движениями все то, о чем поется в песне.

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Держав себя за бочки,

Вот так, так, так!

Заинька – во ладоши,

Серенькой во ладоши!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Города здеся крепкие,

Закрепы железные!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Есть зайцу, где выскочить,

Серенькому выбежать!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Заяц приседает, переворачивается, совершает другие отвлекающие «пируэты» – и убегает из круга. Мешают ему не всерьез, с тем, чтобы следом за ним показал свое искусство в ловкости и быстроте другой Заинька.

Плетень

Это одна из самых красивых хороводных игр. Все берутся за руки и поют:

Заплетися плетень, заплетися;

Ты завейся труба, золотая;

Завернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла:

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой свет, сера утица!

Потопила малых детушек

И в меду, и в патоке,

И во явстве сахарном.

Я старым старикам –

Киселя с молоком;

Молодым молодкам –

Шелковую плетку,

А красным девицам –

Белил да румян.

Расплетися плетень, расплетися;

Ты развейся, труба золотая;

Развернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла,

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой, свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из явств сахарных.

При пении делают самые разнообразные фигуры. Например:

1.            При пении первой половины песни хороводница ведет всех играющих «сквозь» последнюю пару и потом кругами обходит ее так, что последняя пара составляет средоточие, вокруг которого все проходят последовательными кругами и в конце концов тесно стоят многими кольцами. При пении второй половины песни хороводница «расплетает» играющих.

2.            Три пары становятся отдельно, и вокруг них хороводница обводит играющих переплетом.

3.            Хоровод проходит «сквозь» последнюю пару, потом «сквозь» третью, пятую, седьмую и т.д.

Платок

Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, становятся в кружок. Оставшийся обегает позади круга и бросает платок за одним из игроков; тот должен схватить платок, погнаться за бросившим и накинуть платок ему на шею, прежде чем тот успеет три раза обежать круг и вскочить в него. Если успеет, то первый снова должен встать вне круга, бросит платок и убегать; если же не успеет, то первый становится на место второго, а второй остается за кругом и продолжает игру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )