«Внучки-бабушки» Музыкальное действо

Предлагаемый вниманию специалистов сценарий был апробирован в Государственном университете культуры на кафедре народно-певческого искусства при выпуске V курса заочного отделения. Руководителями курса были преподаватели кафедры Красовская Г.Н. и Елютина Л.Е.

Идея создания сценария возникла довольно оригинально. Гуляли мы с дочкой в Измайловском парке. Впереди шли девушки ультра-современного вида и щебетали между собой на совершенно непонятном языке, происхождение которого невозможно было определить. Моя Еленушка объяснила, что это современный популярный молодежный сленг, который считается особенным шиком. Этот момент и стал началом создания сценария, где сталкивается современная жизнь, и жизнь вымышленного села Светлоярово. Да и сама идея незатейлива: деревня, где волею нашей фантазии собраны жители многих областей России живет обычной сельской жизнью. Мужчины ушли на заработки (т.к. на выпускном курсе были одни девушки). Бабушка Таисия ждет не дождется внучку из города. Ее приезд вызвал переполох и всеобщее удивление. В «современной», кричаще одетой девице трудно узнать внучку Аленку. Жительницы села решают «отогреть», очистить ее русской песней, что в финале и происходит.

Обороты крестьянской речи почерпнуты из книг современных российских писателей-деревенщиков: В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина. На основе цитат создавалась ткань деревенской живой речи. Самым сложным оказалось найти примеры сленговых разговоров. Они собирались по фразам, с соответствующим переводом, а потом складывались по смыслу, как детская мозаика. Мои взрослые дети принимали в этом самое активное участие, собирая сленг у сокурсников и друзей. В результате родился монолог внучки – гротесковый в воплощении, но не лишенный определенного смысла. В сценарии прилагается «перевод».

Форма сценария довольно подвижна. Он создавался в виде диалогов, которые можно «двигать» сообразно своему видению решения спектакля. Такая форма тоже вариационна, т.к. сродни фольклору, импровизационному по сути.

Спектакль условно разделен на три сцены — так удобно было работать. Но все действие развивается непрерывно. На афише было обозначено: «Музыкальное действо «Внучки-бабушки». Таким образом, подчеркнута музыкальная основа всего происходящего. Каждый постановщик может распределять музыкальный репертуар согласно своему ощущению, ему лишь необходимо учитывать смысловое единение музыки и текста. Распределяя роли, мы имели в виду природные возможности студентов, принимая во внимание то, что они, не будучи актерами, должны нести в себе определенный образ на протяжении всего действия. Надо сказать, что выпускная группа с энтузиазмом приняла предложенные условия работы, и студенты с удовольствием импровизировали, решая постановочные задачи совместно с преподавателями.

В спектакле использовалась фонограмма с записью «звуков деревни»: крики петуха, лай собак, мычание коров, хлопанье бича пастуха – все это создавало гармоничное настроение восприятия происходящего. Демонстрация слайдов с видами церквей, хлебного поля, стада идущих коров погружала в атмосферу деревенской жизни.

Каждый постановщик вправе сам решать подобные задачи, хочется только пожелать, чтобы акцент ставился на музыкальный репертуар, а текст помогал бы ярче высвечивать глубинную суть русского фольклора.

Данный сценарий может быть использован преподавателями средних и высших учебных заведений для постановочной работы.

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  1. Бабушка Таисия
  2. Внучка Аленка
  3. Бабушка Евдокия (степенная, рассудительная женщина, любящая пословицы и поговорки)
  4. Подружки – Анфиса и Раиса
  5. Бабка Дарья (плохо слышащая старуха)
  6. Подружка внучки – Наталья
  7. Северянка Веруня
  8. «Злыдня» Зинка
  9. Сибирячка
  10.  Казачка
  11.  Псковитянка
  12.  Пастушонок Алешка и другие жители села Светлоярово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I CЦЕНА    «УТРО»

Из-за закрытого занавеса раздаются звуки пробуждающейся деревни: крики петуха, мычание коров, щелканье кнута пастушонка. Звучат наигрыши рожка.

Алешка: — От оне-то! Пошли! А-яй!

Зинка: — Кудай-то стадо гонишь?

Алешка: — Да под Гнилушу! Там, говорят, укос сочный.

Зинка: — Не хошь пасти-то, Алешка?

Алешка: — Ну, хошь-ни хошь, пасти-то надо, коли черед пришел. Кого ж к стаду приставить?

Зинка: — Ой, глянь, глянь Алешка! Корова в посевы пошла.

Алешка: — Малютка! Куда пошла, блудня! Я – тебя! Ох, неудашная!

Зинка: — Ну, гляди, как на свадьбу идут. Слава Богу, справили. Эк ведь солнце играет. Опять жара будет, чай пашаница вся к лешему посохнет.

 

Занавес открывается. На заднем плане – деревенские домики. На сцену выходят жительницы села Зинка и Наталья.

Зинка: — Хорошо наше село Светлоярово! Красотища какая!

Наталья: — А народ-то какой подобрался! Добрый да отзывчивый.

Зинка: — Cеверяночки – бабы строгие, а брянские — певуньи-то какие, московские тоже ладные.

Наталья: — А белгородские —  ну одна другой краше.

Зинка: — Ну, а мы-то, калужаночки, и спеть и сплясать сможем.

Звучат песни разных областей России: московские, брянские, белгородские и калужские.

 

 

 

 

 

На сцену постепенно собираются жители села, садятся на скамейку, переговариваясь между собой. Появляется Веруня – молодуха, недавно вышедшая замуж в соседнюю деревню.

Бабушка Таисия: — Ой, Верунь, чего пришла?

Веруня: — Cкучаю по своим-то.

Таисия: — Как мужик-то твой?

Веруня: — Ничо, что ему деется? А своих-то мужиков куда дели?

Бабушка Дарья: — Дак на заработки ушли.

Веруня: — И где работают?

Дарья: — Ой, работа у них дюже антиресная. Шпульками работают.

(пауза)

Веруня: (не понимая) – Кем, кем?

Дарья: Дык шпульками, говорю. Там купють, здесь продадут. Здесь купють – там продадут.

Зинка: Да челноками, бабка Дарья.

Дарья: А все равно толку-то нет.

Евдокия: Да, «где нас нет, там по две милостыни дают».

Зинка: (ехидно) «не всякий столб – околица, не всякая речь – пословица».

Еще сценарий  Божественная комедия. Развлекательная игровая программа

Казачка: Хватит, бабы! Верунька к нам пришла. Давай-ка лучше песни сыграем.

«Травка подкомоная» — протяжная, Белгородская обл. Сост. Щурова В.М. «Белгородское приосколье»

ноты + текст

Звучат песни

Дарья: — Ой, чтой-то я с вами засиделась, бабы, пора мне домой.

Раиса: — Не спеши. Дарья, отдохни маленько.

Евдокия: — Да посидите, бабы, послушайте. Расскажу-ка я вам сказку про морожены песни.

Анфиса: — Каки-таки морожены песни?

Евдокия: — Слушай — узнаешь. Вот все говорят, в Москву за песнями. А сколь в Москву не ездили — песен не разу не привозили. Да, а вот у нас в Архангельске раньше песнями параходиша большие нагрузят, такие большие, что из Белого моря в окиян едва пролазят. Девки да бабы за зиму еле напевают. А девки у нас выдумшицы:  весь дом по переду мороженными песнями улепят да увесят. Красотиша! А вот шел как-то заморский купец. Увидал распрекрасное украшение – морожены песни, да давай ахать, да руками размахивать: «Ах, ах, ах! Кака интересна диковина, на самом видном месте без сбережения привешена!» И загорелось ему тех мороженных песен на заказывать и в Англию отправить на полюбование, да на послушание. За зиму девки да бабы понапели ему целу гору.  В яшики специальные понакладывали да на параход нагрузили,  в Англию отправили. А народу-то антиресно. Что за таки морожены песни понаехали. Яшики-то раскрыли, а песни порастаяли, да и полетели. Да дальше, да звонче! Народ-то в ладоши захлопал, закричал: «И-шо, и-шо!» Да слово-то не воробей, вылетит – не поймаешь. (из сказок Писахова С.Г.)

 

«Кари глазки» — романс, обработка Мешко Н.Н. «Ухты ты Груня, ягодка моя» — кадрильная. «Хороша барыня» — свадебная, Рязанской обл. Песни в многоканальной записи. Сост. Щурова В.М., С.В. Пушкина, Н. Гилярова.

 

Звучат песни. Бабушка Таисия сидит в середине сцены на стуле, пригорюнилась. Около нее стоят жительницы села.

Раиса: Да чего ж ты раздумалась, бабушка Таисия? Когда внучка из городу приедет?

Таисия: Жду, не дождусь я. Вот письмо начиркала, вроде обещалась приехать.

Сибирячка: А об чем письмо-то?

Таисия: Да об жизни. И что-то на сердце не хорошо, либо заболела внучка моя.

Казачка: Позвонила – ежели б что.

Таисия: Это правильно. А может, булгачить не хочет. Отчуралась.

Подходит Зинка.

«Да со вечера дождик да пошел» — протяжная, Белгородской обл. Сост. В.М. Щурова «Белгородское приосколье».

 

Зинка: А ну, встрень! (Раздвигает сидящих. Садится рядом с бабушкой Таисией). Что-то не можется мне, в спину вступило. Дай посижу. О-ох! Таисия, что скажу тебе. У внучки твоей, конечно, в голове не сеяно. Дитя-дитем.

Дарья: (не расслышав) Ага! И я вот говорю, внучка твоя – девка хорошая, ладная!

Зинка: Да где ж хорошая, я и говорю, дитя-дитем. Вон Наталья, подружка внучки твоей, девка неглупого десятка, куда не поставь – делучая. В техникуме учится. А выучится – цены не установишь. И возле родителев, старость их успокоит.

Анфиса: И то верно говоришь, а то ведь мы вдвоем с Раисой и подмогнуть то некому.

Зинка: А вот бабы еще что скажу. Свадьба скоро у нее.

Наталья: Что ж ты, Зинка, все секреты выдаешь!

Зинка: Да каки-таки секреты. Мать давно все кадушки запарила.

Раиса: Анфис, а я вот думаю, уж если такую хорошую девку замуж выдавать, так только по нашему, по-белгородски.

Веруня: Нет, по нашему, по северному.

Наталья: Я девка калужская? Калужская. И жених у меня калужский, так и свадьбу сыграем по-калужски.

Звучат свадебные калужские песни

На авансцену выходят Казачка и Псковитянка

Псковитянка: Ну, как дела-то у тебя, кума?

Казачка: Да, слава Богу! Привыкла я затороном, все быстро делаю.

Псковитянка: И помидоры у тебя на завид, и огурцы мостом лежат.

Казачка: Люди об своем деле должны гореться.

Псковитянка: Да ты баба могутная, казачка одним словом. Как сполоху до зари увесишься, и до звезды. А у меня здоровье некудовое. Я бы и рада все дочиста поделать, ан нет могуты. Взашибку работаю, темная ночь в глазах делается.

Бабушка Дарья (проходя мимо) Да, прожили век за куриный пек. Нынче кинулась бы в работу, и туды, и сюды… Глазам завидно, а мочи нет.

Казачка: Не каркай! Чуток уж выбилась из квасцов. А нынче тепло пошло, за лето оздоровеешь.

Дарья: «Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе»

 

Звучат протяжные песни любой области России.

 

II CЦЕНА. «ПРИЕЗД  ВНУЧКИ»

На сцене – все жители села. Вбегает Раиса.

 

Раиса: Ой, бабоньки, бабоньки! Что я сейчас видела – чудище непонятное. Глаза страшные, волосья длинные.

Анфиса: Откуда у нас чудище, в Светлоярове?

На сцену выходит внучка бабушки Дарьи – Аленка, нарочито ярко и безвкусно одетая: высокие черные сапоги, короткие шорты, зеленый халат, розовая сумка, на голове длинноволосый парик, в руках плеер. Развязно двигаясь, что-то напевает. Видит собравшихся

Аленка: Хелло, бабки! Вы че такие стремные и неприкинутые?

Казачка: Откуда она такая?

Аленка: Да я все стрелки забивала – без кайфа нет лайфа. А че это у вас глаза девять на двенадцать, как у отмороженных? А, это вы на мой прикид в осадок выпали. Ну-ну!

Анфиса: Ой, да она умом рехнутая!

Раиса: Али сроду им обнесенная!

Аленка: Ха! Да у вас тут голяк на базе, жуть мировая! Че уж выпендриваться, как муха на стекле, да пургу гнать. Ну ниче, будет и на вашем стрите селебрейшен.

Еще сценарий  Новогодний первый тост за старый год

Псковитянка: Опять заулками, околесом!

Казачка: О чем галдит, не пойму. Кидаю умом, а не пойму.

Зинка: О чем балакает, чистая иностранка.

Веруня: Да, да…русскому человеку такие слова ни в жисть не выучить.

(бабы шумят, ахают, толкают друг друга)

Аленка: Прям прикольно вы здесь ластами размахались, прям ваще (видит необычный головной убор) А это что за метелка? Ишь как хаер на кумполе неконкретно привесила. Под кого косишь-то? Прям пальцы веером, локти в окна, чума ваще!

Наталья: Да ведь это же Аленка, бабки Таисии внучка!

(бросается к Аленке)

Аленка: О, знакомый фейс! Да это Натаха! Здорово! Подросла, подросла чувиха! Класс! Слушай, есть чего грамотное из прикида? А ну светани, светани! (поворачивает Наталью) Да нет, фигня! Cлушай, а цацки какие! Почем брала? Сколько башлей отщелкала?

Наталья: Какие башли, Аленка?

Аленка: Ну денег, дура, денег.

Наталья: Ну что ты, Аленка, эти серьги мне бабка подарила.

Аленка: Эх, здесь у вас круто не оторвешься. Я-то раскатала губы, а вы не в зуб галошей. Я валяюсь! Ваще!

(Подходит Зинка к Аленке, пытается увести Наталью)

Зинка: А ну, отойди от нее!

Аленка:  (отталкивая Зинку) А ну, отвали, прикинутая, хоть бы шарила чего! Вы мне тут мозги канифолить будете? Вас ведь мылом не корми, дай тягомотню на резине развесить, и греби от вас ушами в камыши, пока вы на мозги капаете.

(Зинка с криком убегает за бабкой Таисией)

Аленка: (обращаясь к Наталье) Дыму хочешь, давай покурим что-ли!

Наталья: Ты и куришь?!

Аленка: А может и косяка забьем? Еще выпьем – у меня есть. Хочешь лабуха послушаем. (одевает на Наталью наушники) Ты послушай, не бойся.

(входит бабка Таисия)

Таисия: О-ой! Господи!

Аленка: Привет, ба, моя дорогая! Я на твои харчи подвалила. Мои-то шнурки ваще в стакане. Из дому поганой метлой не выгонишь!

Таисия: Да что ж ты такая чудная!

Аленка: Прям ежа родить можно, пока вы свою телегу гнете. А я сделаю морду кирпичом и отвали моя черешня.

Таисия: Ох, да что ж ты так поизносилась-то – в одних трусах!

Аленка: Да нормально, ба, это шорты. Но не в том пень, какие-то вы все трудные.

Таисия: Лохмотья на тебе такие, срамота.

Аленка: Да не звони, ба! Я что-то пошла лепить горбухи, еще в табло настучат. (бабушка  накидывает на внучку свой платок и пытается увести)

Аленка: (оборачиваясь к присутствующим) Во клювы-то пораскрыли. Эк я вам ботвы-то понавешала! И че я икру мечу, вы-то мои заморочки не растрескаете. Пошли, ба!

 

Звучат протяжные песни любой области России.

 

* * *

ПЕРЕВОД

Привет, бабки! Вы что такие странные и немодно одетые? Да я все по дискотекам моталась, без радости нет жизни. А что это вы глаза выпучили? Это вы на мою одежду отреагировали? Здесь у вас нет ничего, голо. Что ж прикидываться да врать. Ну. ничего, будет и на вашей улице праздник. Как вы смешно руками размахались! А это что за шапка? Ишь как волосы на голове накрутила. На кого стараешься быть похожей? Здесь у вас хорошо не развлечешься. А я –то думала! Я в полной растерянности. Вы мне тут нотации читать будете? Вас ведь кашей не корми, дай нравоучения почитать и беги от вас. Умереть можно, пока вы учите. А я не буду обращать внимания, и все. Дело в том, что вы какие-то непонятливые. А я чего-то вру и вру, еще поколотите. Вот как вы рты раскрыли! Вот как я вам небылиц порассказывала! И чего я болтаю! Вот вы-то меня не понимаете.

Жительницы села собираются в центре сцены, судачат, перебивая друг друга, обсуждают события Раиса с Анфисой выходят вперед.

 

«А-ох, солнушко закатилося» — протяжная, Белгородской обл. Сост. В.М. Щурова. «Белгородское приосколье».

 

Бабка Дарья: Кудай-то вы настробучились?

Анфиса: На Кудыкину гору, где живут воры.

Раиса с Анфисой подходят ближе к краю сцены, садятся, начинают разговаривать, остальные прислушиваются.

Анфиса: .Ох, и зачем этот город? Вон Ленька – тоже уехал, покружил-покружил…

Раиса: (перебивая) Ты на него востроми глаза-то. Он весь вощаной сделался.

Анфиса: Да ладно, Ленька работу хвалил. Сам мордатый, денег полон кошель. Машина. При галстуке. Мебель вся малированная. Харчится при заводе – бесплатно.

Раиса: Да это он на погляд мордатый, а внутри весь бандур гнилой. Химический завод – не мед, тем более для наших. Городские — они к вони привычные. А наша-то статья по своему делу, по крестьянскому.

Евдокия: Ох, балаболки, «с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь».

 

Частушки под баян, балалайку.

 

III СЦЕНА. «В ДОМЕ У БАБУШКИ ТАИСИИ»

(Сцена представляет собой комнату в избе. В центре стоит кровать, на ней в сапогах лежит внучка и слушает плеер. Около кровати – стол, по бокам – лавки. Бабушка сидит около стола,  что-то шьет и тихонько напевает. Раздается стук в дверь и входят односельчане)

 

Хороводные, Рязанская обл., сост. Н. Гилярова «Песни Рязанской обл.».

 

Анфиса: Пришли к табе, Таисия.

Аленка: Припарились.

Раиса: И не страшно тебе с ней?

Таисия: Проходите, садитесь. Вот ждала, ждала и дождалась. Девка-то как у городе испортилась.

Еще сценарий  Открытие центра "Витязь"

Аленка: Ба, ну что, я колбаса что-ли, портится?

Евдокия: Хватит судачить, бабы. Спасать девку надо. Не была она такой, нутро у нее хорошее, а какая песенница. Вот и сыграем ей наши песни русские. «Песня вьется, как родничком обольется».

(Звучит цикл песен разных регионов)

«Травушка» 69 – хоороводная, Белгородская обл., сост. В.М. Щурова «Белгородское приосколье».

Ноты

 

Псковитянка: Рассказать что хочу вам, бабы. Ходили мы летось по ягоды, да заплутали маненько. Все кричим: ау!  И нам тихонько: ау! И приаукались к болоту. Смекнули, что леший кружит, перепугались до смерти, и деру. А сорока над нами – Тррр! Тррр! Чуть живехоньки из лесу выскочили.

Зинка: Брехня. Никаких таких лешиев нету.

Казачка: А домовые?

Зинка: И домовых нету.

Казачка: А вот иду я с Егорьева через лес. Темно уж было. Молонья, правда, еще далеко сверкали. Глянь: а меж сосен змей огненный. Голова – с блюдо! Зенки зеленые, а с хвоста искры сыпят, как от костра, когда палкой шерудишь. Я его крестом, а за спиной кто-то как махнет камнем по земле, немного разве по башке мне не угодил. Кто это был?

Евдокия: Мели Емеля — твоя неделя. Вон сходи лучше за хворостом, печь стынет.

Казачка: Ты что, видишь, время какое? Луна на погосте. Леший след спутает, заведет в болото, да утопит.

Зинка: (ехидно) Гляди, беда какая. Одной лешачихой побольше станет, а болтуньей поменьше.

Евдокия: Ну, хватит сказы сказывать, ночь на дворе. По домам пора.

(некоторые, попрощавшись, уходят, а оставшиеся садятся за стол)

 

Звучат протяжные песни любой области России.

 

Анфиса: Таисия, с бабами поговорили, чаво внучка из городу привезла. Антиресно, что там хорошего?

Таисия: Счас, покажу. (достает большой яркий пакет). Милка привезла, конфеты такие.

Зинка: (слезливо) Ой, у меня корова Милка была. Померла…

Таисия: Вот еще сладкие палочки.

Анфиса с Раисой: Сладкая парочка – это мы с тобой.

Таисия: (вынимает из пакета бутылку водки) Заграничная. Все в городе такую пьют. Угощайтесь, бабы. (Разливают, выпивают с приговором: Ох, хороша! Дай Бог не последнюю! Запевают протяжные белгородские песни. Прощаются и уходят.)

Таисия: (Подходит к внучке) Ну, развалилась, да в сапожищах. Разуйся и ложись как следует. (на кровати, разметавшись, тревожно спит внучка. Она мечется,  стонет. Таисия зажигает у изголовья свечу, крестит внучку).Пока спит, родниковой водой обрызгаю, причет нашепчу. «Пойду я, раба Божия, Елена, благословлюсь, из двери в дверь, из ворот в ворота, под восточную сторону. Под восточной стороной течет речка быстрая, чистая. Матушка быстрая речка, не мой ты пенья-коренья, желтые пески и камни. А смой-сполощи с рабы Божией Елены страхи и переполохи, уроки и призоры. Аминь, аминь, аминь.

(сцена темнеет. Одиноко горит свеча. Звучит фонограмма. Хохот, свист, проявляются слова с искаженными интонациями: Да она умом рехнутая! Да и сроду им обнесенная. Она иностранка! Возникает мягкая ритмичная музыка. На ее фоне ярче и уверенней звучит русская песня. Светает. Слышны крики петуха, внучка просыпается).

Аленка: Ой, что это было со мной? Наваждение. Бабушка! (Подходит Таисия неся в руках сарафан для Аленушки. Улыбается, крестит внучку).

Таисия: Ничего, девонька, все ладно, все хорошо. (Аленка одевается в русский костюм. Таисия помогает ей, приговаривая: Ой, кака красива стала, да хорошая. Поют дуэтом (любой женский дуэт). Подходят односельчане, поздравляют Аленку с «выздоровлением». Вновь полилась песня. На ее фоне звучат слова во славу русской песни).

«В чистых-то полях» — протяжная Забайкальская песня. Сост. Н.И. Дорофеев «Русские народные песни Забайкалья».

Русская песня… сквозь смуты, войны, победы, в дни народных празднеств и размеренных будней звучала она, укрепляя и возвышая человека.

Русская песня – праздничная одежда народной души. Подобно роднику в лесном овраге, щедро оделит каждого. Нужно только найти путь к этому источнику и хоть раз испить его живой воды.

И пусть сейчас захламлено устье, но чист исток. Отшумит гроза, очнется Россия. И вновь свободно польется русская песня…

Звучат протяжные песни любой области России по выбору постановщика.

 

Кадриль

Уж ты прялица, коковица моя, да,

Пойду, выкину на улицу тебя, да,

Не сама ли мать потачку дала, да,

Мне в подарочек колечко дала, да,

А колечко было медное, да,

Сполюбила парня бедного, да,

А другое оловянное, да,

Еще третье на ползолоти, да,

Сидит миленький на очереди, да,

Мы сидели с ним и плакали, да,

На гитару слезы капали, да,

Гитарушка была новенькая, да,

Двадцатипятирублевенькая, да,

Двадцать пять рублей не денежки, да,

Шелтозерские девушки, да,

Распустили сухоту по животу, да,

Раскидали печаль по молодцам, да,

Призаставили шататься по ночам, да,

Полно, миленький, по мирушке ходить, да,

На правой ручке корзиночку носить, да,

По деревеньке «Христа ради» просить, да,

—         Подай, мать, жениха без греха, да,

На правую ручку – спальщичка, да,

На левую – обнимальщичка, да,

На сердечко – прижимальщичка.

Сценарий к дипломному концерту V курса заочного отделения выпуска 1997 г.

 Автор сценария: доцент кафедры народно-певческого искусства

МГУКИ

Елютина Любовь Евгеньевна

Внимание! Кликанье по кнопкам социальных сетей повышает репутацию, харизму, потенцию, снимает порчу, избавляет от икоты и прыщей!
В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *